прочие разности
сайт александра о'карпова
вход -- песни -- тексты -- книга -- mp3




-- прочее

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В: Ну, что ж, для начала давайте решим, как к вам обращаться...
О: Прошу прощенья, что перебиваю. Заранее корректирую: пожалуйста, обращайтесь на "ты".

В: Да ради Бога! Тогда взаимно.
О: Ну вот и чудненько!

В: Итак. Как всё же к тебе обращаться?
О: Как угодно. Обычно меня почему-то, практически все называют по фамилии. Я совершенно не обижаюсь. Наоборот, как-то более привычно, что ли... Меня даже родители и дети друзей Карповым называют.

В: А свои родители?
О: Будешь смеяться - Шуриком.

В: Почему смеяться?
О: Ну,.. мне казалось всегда, что Шурик - имя такое смешное. У всех сразу ассоциации исключительно с "Кавказской пленницей" или "Операцией Ы". А Сашей - либо совсем малознакомые люди зовут, либо наиболее интимно близкие. Игорь Белый меня как-то Шурманом окрестил. Так вот, это тоже прижилось.

В: Окей. Значит буду звать тебя как получится.
О: Во-во! Это наиболее резонно!

В: Итак, что же последовало за тем, как Саша Карпов появился на свет?
О: (страдальчески морщась) Забыл предупредить. У меня мало комплексов, но это - один из них. Никогда! Не называйте меня Сашей Карповым. Это ещё со школы. Меня отдали родители в первый класс, когда мне ещё только шесть лет было. А в детстве разница в один год, это очень много. Мама почему-то считала меня вундеркиндом и заставляла по десять раз переписывать домашние задания, да и делала их со мной. До пятого класса я проходил в отличниках. Саша Карпов - отличник!.. Саша Карпов - вундеркинд!.. А потом мы переехали в другой район, у меня родился младший брат, и матери стало некогда меня контролировать. Ну и началось: Саша Карпов - лодырь!.. Саша Карпов - бездарь!.. Саша Карпов - никчёмность!..

В: Что? Сразу на двойки съехал?
О: Ну не сразу... Но учитывая ещё и то, что мне в классе проходу не давали, постоянно рисовали на спине мелом, давали подзатыльники, плевали, можно предположить, что учиться мне особо не хотелось.

В: Да за что же?
О: А за то, что я младше всех был. И в физическом развитии сильно уступал остальным. Особенно меня девочки презирали. Говорят, что из таких вот закомплексованных школьников маньяки и вырастают! Ха-ха! Представьте себе, если бы я при всём этом имидже дистрофика в очках, ещё бы и учился хорошо! Не! "Ботаником" я не смог бы стать.

В: Ты и имидж дистрофика? Как-то не очень верится...
О: Ну да! Этого греха у меня не отнять. Уж больно люблю хорошо поесть! А тогда-то я килограмм 35 весил.

В: Ну и как же ты выкарабкался из всего этого?
О: Не поверишь! Спортом занялся! Вообще, спорт и я - вещи несовместимые. Можно обвинять меня в отсутствии силы воли и так далее, но я никогда не видел кайфа в истязании собственной плоти. Я не против физических нагрузок, когда они необходимы. А так, чтобы попусту потеть - это не для меня. Да и к спортивным играм я совершенно равнодушен. Не болею ни за кого. Никогда не бываю в курсе никаких соревнований.

В: Конечно, ты бы лучше пивка попил...
О: Да ладно язвить-то! Хотя, конечно,.. Н-да, О чём это я? Ах, о спорте! Тогда я попал в спортлагерь, в Латвии, где мой отец тренером работал в отряде дзюдоистов. А я был в отряде общей физподготовки, куда "ссылались" дети обслуги и сотрудников лагеря. Когда я попал туда после седьмого класса, у нас была полная халява. Все тренируются три раза в день, а мы с женщинами-педагогами в лес ходим, землянику жрать. Спортсмены над нами издевались. А на будущий год нам дали тренера, который атлетизмом занимался. Ну он и решил из нас людей сделать. И даже из меня кое-что получилось. Кстати, в этом лагере я и гитару впервые в руки взял.

В: Интересно...
О: Знаешь, могу про всё честно рассказать. Поскольку меня в школе мало кто любил, мне приходилось как-то реабилитироваться на стороне - в пионерских лагерях, кружках. Но для этого надо было чем-то выделяться. Силой я похвастать не мог. Зато всегда завидовал школьным острякам. Если уж не силой выделяется человек, то острословием. И я начал учиться острить...

В: ???
О: Да-да. Именно так. Запоминал лучшие шутки одноклассников и случайных знакомых. Учил наизусть клоунские репризы и монологи эстрадных юмористов. Собирал анекдоты. Записывал на старый катушечный магнитофон телепередачи "Вокруг Смеха". А потом всё это пересказывал в компаниях.

В: И неужто успешно?
О: Ещё как! Дело дошло до того, что на концертах открытия и закрытия лагерных смен, я стал выступать в роли артиста разговорного жанра с миниатюрами Хазанова, Жванецкого и так далее. И принимали на ура! Хотя, когда я пытался шутить самостоятельно, в основном, почему-то получалось довольно глупо.

В: Сочувствую. А как же гитара?
О: Ах, ну да... Шутки шутками, но опять-таки дело сыграла зависть. Выступаю я, скажем, с этими монологами - все хохочут, хлопают. А потом выходит мой знакомый с гитарой, из моего же отряда и поёт "Машину" или "Воскресенье". И все балдеют! Все девичьи восторги - в его честь! А я думаю: "Ну, ёлы-палы, чем я хуже?" Вот так, 25-го июля 1985 года...

В: Извини, так точно помнишь?
О: Ну, это уже совсем не смешно. Просто исполнилось пять лет со дня смерти Высоцкого... Ну а мне, просто в тот день не повезло - съел чего-то не то... Вот и не пошёл на тренировку, а дабы скучно не было, попросил того самого знакомого показать мне три "блатных" аккорда. Через месяц я уже играл песен пятьдесят разных авторов. Так и поехало.

В: А когда до авторской песни добрался?
О: Даже и не знаю! Смотря, что под этим термином подразумевать. Надо издалека начинать.

В: Да вроде никто пока не торопится...
О: Ну, смотрите! Значит так! До того самого 85-го года я вообще ничего не слушал. Вся музыка проходила мимо меня. Исключением были только песни Высоцкого, которые слушали мои родители. Потом была волна итальянцев (смеётся). Да-да, целыми днями крутил Тото Кутуньо и иже с ним. Но вот мама как-то раз, со словами: "А вот, послушай, подо что мы когда-то танцевали!" купила мне диск "Hard Day's Night" - он ещё только тогда вышел на "Мелодии" - и итальянцы отправились на свалку. Я прослушал эту пластинку три раза и побежал в магазин покупать ещё один советский диск "Битлов" - "A Taste of Honey". А когда я сам взялся за инструмент, то тут же принялся добывать записи Макаревича. К моменту поступления в институт я уже стал законченным битломаном, отрастил волосы, увешался фенечками и значками... Одновременно, в стране произошло знаменательное событие - авторская песня была легализована. Состоялись первые сборные концерты в "Лужниках". Я там был, но только потому, что в афише был заявлен Розенбаум, который так и не появился на сцене.

В: Так всё-таки КСП мимо не прошло?
О: Нет! Всё не так. Во-первых, ну какой же Розенбаум КСП-шник? Это, наверное - эстрадная авторская песня. Правда, тогда я этого не понимал. Во-вторых, я чуть ли не впервые услышал в тот раз всех, кого принято называть классиками жанра - Городницкого, Кукина, Дулова, Дольского, Сергеева и других. До этого, из плеяды бардов я слышал, разве что Высоцкого, Окуджаву, да Визбора. Последнего, только благодаря тому, что мне одноклассник дал пластинку послушать. А потом я поступил на геофак Московского Педагогического и 31 августа 87-го приехал на посвящение в студенты, которое устроил для абитуриентов тогдашний четвёртый курс. Там-то, в лесу у костра я впервые услышал аббревиатуру КСП, а вылившийся на меня поток песен - туристических, студенческих, и подобных - произвёл на меня культурный шок! Я ехал домой и бредил услышанными песнями, а в ночь на первое сентября вообще с трудом уснул.

В: Вот тебе и магическая связь с 32-м августа!
О: Действительно! Надо же, мне это и в голову не приходило! Но надо сказать, что в самом процессе обучения я разочаровался достаточно быстро и запустил учёбу снова.

В: Но всё же окончил?
О: (хохочет) Ага! Окончил! Через восемь лет! Меня три раза выгоняли. Первый раз - со второго курса, и два раза - с последнего выпускного экзамена пятого курса!

В: Как это?
О: Элементарно, Ватсон! Не сдал экзамен и - вылетел! На следующий год, только ради этого экзамена восстановился, пришёл и опять завалил! Ну, на третий год, всё же, выудил билет номер один. А уж его-то за три года я хоть на тройку, да запомнил!

В: Вернёмся к песням. Так как же тогда всё развивалось дальше?
О: А дальше я стал ходить на всевозможные слёты, но только как "хвост". Контактов с устроителями лесных концертов у меня не было никаких! Однако уже через года полтора я полностью в КСП разочаровался.

В: Что так?
О: Дело в том, что мои музыкальные пристрастия развивались двумя путями: в направлении рока и авторской песни. Но с рокерскими тусовками я не был связан, а когда в лесах я начинал самозабвенно орать "битлов" или Гребенщикова, зачастую меня вежливо просили спеть что-нибудь "понятное"! Меня это всё просто бесило! Мне хотелось музыки, а в КСП-шной тусовке больше, чем на ля-минор, рассчитывать не приходилось. В итоге я перестал ходить в леса и стал слушать большей частью западную музыку. Ну и то, что принято называть русским роком.

В: "Машину" и "Аквариум"?
О: Да нет, вообще всё, что мог достать. Хотя, если уж придираться к словам, то и Макаревич, и БГ к року имеют весьма отдалённое отношение.

В: Как же так?
О: Для кондового КСП-шника, всё, что в мажоре играется - уже рок! Не хочу об этом.

В: Ну ладно. А как же ты вернулся в авторскую песню?
О: Да не уходил я из неё! КСП - это самодеятельность. Многие этим словом пользуются и списывают на него своё неумение играть, петь или даже настраивать гитару.

В: Ну вот и подошли к самому популярному вопросу...
О: "Что для меня авторская песня?"

В: Ты знал! Ты знал!
О: Знал вопрос, а ответ не знаю. Ну, может быть, это тот случай, когда человек сочиняет песню и сам её поёт. Бард, одним словом! Кельтским словом, между прочим! А жанр исполняемой песни может быть любой: хоть блюз, хоть романс, хоть авангард. Надо отделять авторскую песню от туристической. А то сложился такой стереотип (причём, что обидно, у многих молодых людей, слушающих рок), будто б авторская песня, это только "Лыжи у печки стоят".

В: Наезд на Визбора?
О: Боже упаси меня на кого-нибудь наезжать, кроме как на попсу! Мне просто обидно, когда эту попсу делают из авторской песни. Но многие авторы и сами в этом виноваты! Хотя можно, конечно, и эпоху в этом обвинить. И КСП и рок возникли как протест против существующего строя. В итоге и переборщили: возникло до фига бардов, ударившихся в сопливую романтику, а среди рокеров упор пошёл на социальную злободневность и подростковую жажду внешнего выражения бунтарства. А теперь побеждает попса, и нормальная музыка снова уходит в подполье.

В: Хорошо, оставим дебаты. Расскажи лучше, как ты в "32-е Августа" попал.
О: Дело было так. Году в 92-м жить стало просто не на что, и я пошёл играть на гитаре по переходам метро. Причём пел исключительно на английском. Фолк, Дилана, Саймона с Гарфанкелем, Битлов, Роллингов, Джима Кроуши...

В: Зачем?!
О: Так проще. Если поёшь по-русски, а все мимо идут, то чувствуешь себя дураком. А английский язык звучит как ещё один музыкальный инструмент в дополнение к гитаре. И вот однажды, познакомился с каким-то хиппом. 12 сентября 1994-го дело было. Как раз накануне дня города. Начали сейшенить вместе, прямо на улице. Поиграли минут пять. Вдруг подходит мужик в костюме и говорит: "Здорово вы играете! Приходите выступить ко мне в джаз-кафе! У нас каждый вечер джаз-квинтет играет, а перед ним ещё часа два какие-нибудь артисты других жанров выступают." Ну мы не стали говорить, что мы только что познакомились... Пошли на следующий день, выступили. Этот хиппи у меня на бонгах играл, а я играл на гитаре, губной гармошке и пел.

В: Чего пел-то?
О: Ирландский фолк, Боба Дилана и себя! Дали мало-мало денег. Я вдохновился и решил найти единомышленников, которые песни пишут. Собрать, скажем, человек 5-6, придти в любой ДК и сказать, дескать, мы сообщество бардов, давайте концерт сделаем. Условия обговорим... Начал искать таких авторов среди знакомых. А потом мне и сказали, что Игорь Белый (я о нём ещё в институте слышал, мы учились в соседних корпусах) уже собрал трёх знакомых с той же целью, и даже концерт с ними даёт в Географическом обществе. Это был самый первый концерт, на котором и родилось само название "32-е августа". Ну, я пришёл, послушал. После концерта подошёл к Диме Авилову. Он говорит, мол, приходи, пообщаемся... А на следующем концерте я уже с ними выступал. Вот так. С тех пор, для меня "32-е" - уже неотъемлемая часть жизни. Родня одним словом. Убрать его от меня, и я зачахну. Люблю я их всех, бардов, блин!.. Да и тех, кто бардами не является, но входит в сам круг "32-го". И ссоримся, бывает, и миримся, всё как у людей. Пируем вместе. Поём, потом гонорар прогуливаем...

В: То есть, всё же, музыкой можно зарабатывать на жизнь?
О: Да куда там! Не такой же музыкой!

В: Тогда, на что же ты живёшь?
О: Сказать по правде, я классический раздолбай! Я не могу заставить себя долго заниматься нелюбимым мне делом ради заколачивания денег. Поэтому я то сорю деньгами, то сижу в глубокой заднице. Последнее, увы, чаще. Так вот, я уже работал пионервожатым, учителем географии, учителем английского. Преподавал частным порядком, учил русскому иностранцев, занимался письменными переводами: от текстов по исследованию популяций одуванчиков до женского любовного романа. Работал супервайзером дилинговой компании. Был координатором проведения мероприятий в еврейском центре культуры. Торговал швейной фурнитурой. Пытался стать "челноком" и ездил в Польшу за музыкальными товарами. Организовывал дегустации шоколада фирмы "Марс" во Владимире. Был англо-русским переводчиком на нефтеместорождениях Западной Сибири и Туркмении. Наконец, продавал зонтики! Ну а музыкой заработать, это так - на пиво... Или билет окупить, если куда выезжаешь.

В: Значит, путешествовать любишь, в походы ходить?
О: Путешествовать - да. В палатке пожить в лесу или на берегу моря, это - да! А вот добровольно в поход - увольте! С тяжеленным рюкзаком, в гору, или, не приведи Господь, в пещеры какие! Нет! Я бродяга, но не турист. Однажды, ради интереса съездил автостопом по маршруту Питер - Крым (Лисья бухта) - Керченский пролив - Анапа (Утриш) - Москва. Здорово! Но если выпадет возможность куда-то с комфортом смотаться - не откажусь. До Ирландии, правда, так и не доехал, зато хоть в Ливерпуле побывал. Но, если уж честно признаться, самым потрясающим городом для меня стала Прага! Э-ге-гей! Откликнитесь, люди! Кто знает, как бы пожить там!.. (тяжело вздыхает) А вообще, тяга к странствиям у меня с детства. Как впервые осознал, что кроме России ещё страны есть, так стал читать всё про путешествия, страны эти. Собирать всё характерное для "лица" стран мира - марки, монеты, изучать флаги. О флагах могу рассказывать часами. Прочитал всю литературу, которая у нас только ни выпускалась. Да и зарубежных материалов полно насобирал.

В: Тогда уж расскажи, что значит флаг "32-го Августа"?
О: Легко! Прямо по научному. Флаг Творческой Ассоциации "32-е Августа" представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по диагонали, проведённой из верхнего левого угла в правый нижний, на две части: верхнюю (правую) зелёного цвета и нижнюю (левую) золотого (жёлтого/оранжевого). Посередине полотнища изображена эмблема ассоциации: в серебряном (белом) круге - вписанный в него треугольник и надпись "32 АвгустА", выполненная красным цветом. Вершины и стороны треугольника символизируют равенство трёх составляющих авторской песни: стихов, музыки и исполнения. Однако, этого мало. Важно ещё учитывать в какое время, и в каком месте исполнить ту или иную песню. Эти условия и символизирует круг, в который вписан треугольник. Красный цвет надписи говорит об активности деятельности ассоциации. Серебро круга означает чистоту помыслов. Ну а сочетание зелени и золота, это и есть само число - 32-е августа - граница лета и осени. При этом, лето всё же преобладает. Ведь это 32-августа, а не "нулевое сентября". Поэтому, зелёная часть полотнища - выше золотого. Кроме этого, цвета флага можно трактовать и таким образом: Движение от творческой молодости (зелень) к творческой зрелости (золото), благодаря совместной (эмблема) чистоте творчества (серебряный круг). Ну и, в конце концов, геральдическое золото на практике отображается жёлтым или оранжевым. А стало быть, мы имеем либо сочетание зелёного и жёлтого, что соответствует гербу Ирландии - золотая арфа на зелёном поле, либо сочетание зелёного, белого и оранжевого, что соответствует ирландскому флагу. А Ирландия, это земля, давшая миру слово "бард", и единственная страна, сделавшая своей основной эмблемой не оружие, не политический символ, а музыкальный инструмент.

В: Понятно... А откуда такая любовь к Ирландии?
О: Уже даже трудно и сказать-то. Где-то в начале девяностых Вальтера Скотта обчитался. Там, речь, понятно, о Шотландии шла, но тоже ведь кельты! Потом "Властелин колец" попался под руку. Книга эта меня здорово зацепила. Правда, толкинутым, к счастью, не стал. А у Гребенщикова в тот же период, очень уж много кельтских мотивов зазвучало в музыке. Потом мне один шотландец дал послушать диск Вана Моррисона "Irish Heartbeat", который он записал с группой "Chieftains". Вот тут-то всё и началось. Стал записи собирать, кельтской мифологией заинтересовался. Про Ирландию много чего прочитал, фотографий насмотрелся и просто влюбился заочно. Потом, пиво "Гиннес", естественно!.. Празднование дня Святого Патрика...

В: "Заздравные кубки и верные трубки"?
О: Во-во! Эх, чёрт возьми! Приятно, когда цитируют. А когда мы с Игорем поближе познакомились, я нарассказывал ему всякого о своей любви к Ирландии, и он написал про меня "Сагу о храбром ирландце О'Карпове". С тех пор-то я и стал O'Карповым, с его лёгкой руки. Потом уже я сам про Дублин песню написал.

В: Да! Разъясни уж тогда, насчёт анекдота про Дублин.
О: Анекдот этот родился осенью 94-го, возле магазина "Ноты", что на Неглинной. Я тогда пытался тиражированием кассет заниматься, и торговал кассетами с кельтской музыкой. Стояли там с рокерами, я им про кассеты рассказывал. Вот, говорил, этот альбом называется "The Rocky Road To Dublin". И тут меня осенило, и я всей этой тусовке и сказал: "Вот представьте! Старая Ирландия. Скачут по дороге англичане. И у развилки спрашивают крестьянина: "Hey, You! Do you know the way to Dublin?". А крестьянин-то гордый, он же не будет на языке оккупантов отвечать. Ну он, на своём родном гэльском и говорит: "Дык! Ту Даблин, это вам сюда, блин!"" Все расхохотались, а я с тех пор и начал этот анекдот везде рассказывать.

В: Ясно! Спасибо за разъяснение. А то я как-то в газете этот анекдот видел в таком варианте: Новый русский спрашивает: "Куда летит этот самолёт?" "В Дублин." "Куда, блин?"
О: Ну, что ж? Всё стремится к упрощению и дегенерации. (мерзко смеётся). Хотя, почему бы этой идее не придти в голову кому-нибудь ещё! Несложно же! Дублин, пойду, блин...

В: Окей! А кроме ирландского фолка, ты что ещё слушаешь?
О: Я сейчас практически ничего не слушаю, так как негде и не на чем. А так я люблю любую хорошую музыку. Рок, джаз, фолк, классику - всего понемногу. Но в последние несколько лет у меня в "любимчиках" "Jethro Tull", "King Crimson", "Dead Can Dance" и другие разные команды...

В: А кроме музыки ты чем ещё увлекаешься?
О: Да я, вроде бы, уже всё рассказал. Ну, рисовать пытаюсь. Палиндромы сочиняю, лимерики. Байки собираю, да и вообще шутки всякие, приколы, хохмы. А помимо этого... Ну, что ещё? Бродить люблю, еду готовить, пиво пить, глинтвейн варить, кино глядеть... Обычные человеческие слабости. Одиночество не люблю. Скорее наоборот. Просто, люблю, когда люди тусуются, как сказал один хиппи из анекдота. Жаль, что не могу всех в гости пригласить - некуда! Так что, заходите-ка лучше на мою страничку в интернете. Всех жду! А если чем поделиться можете из того, чем я сам увлекаюсь, или если о чём спросить хотите - милости просим! Пишите на адрес: okarpov@rinet.ru
Пока!

Беседовал Владимир Пятницкий

прочее --
вход --
песни --
тексты --
книга --
архив mp3 --
© Александр О'Карпов