ИГОРЬ БЕЛЫЙ КАК ЗЕРКАЛО МОЛОДЕЖНОЙ ПЕСНИ
статья Стаса Коленикова в FIDO об Апрельском концерте И.Белого 15.04.97 г.
- SU.KSP (2:5020/871.17) ------------------------------------------ SU.KSP -
Msg : 235 of 269 Pvt
From : Stas Kolenikov 2:5020/871.41 Пят 18 Апp 97 02:14
To : All Пят 18 Апp 97 07:32
Subj : Игорь Белый как зеркало молодежной песни
----------------------------------------------------------------------------
Доброе утро доброго вечера мудренее, All!
И что же? Что видно в этом зеркале?
С Игорем Белым я познакомился вначале по FIDO -- через статьи Б.Жукова о нем, о
"32 августа" и вообще о новой волне авторской песни. Статьи эти, если не всем
они достаточно памятны, содержали достаточно похвальные отзывы о Белом. Точных
цитат я, конечно, не приведу, но основная канва -- это что рано хоронить
авторскую песню, что приходят новые люди с новыми песнями, и т.д. Уже тогда мне
в душу закралась помесь сомнения с интересом: то, что хвалят, не всегда
оказывается тем, что нравится мне лично, уж простите за субъективность, но, с
другой стороны, если целый БЖуков, обычно довольно язвительный и резкий,
считает, что Белый -- это в общем и целом хорошо, то может, там действительно
что-то есть?
Осенью прошлого года состоялось мое личное знакомство с оным Белым -- на
тусовке, посвященной "Кострам", куда его занесло, я так полагаю, по знакомству с
Бергом (на его голову занесло, потому что на него была тут же взвалена
подготовка сборника). И только через несколько месяцев после того, как мы
подержались за руки, друзья, подержались за руки, друзья (мда...), мне
наконец-то попали в руки, а затем и в уши его песни: пара номеров с концерта
Второго канала на прошлогоднем Грушинском, домашний концерт "32.08", а вот во
вторник я побывал на концерте и лично поглядел на это, да простит меня Леня
Северов, шоу ;). Это слово будет растолковано ниже и не надо воспринимать его
как ругательство ;).
Кстати будет упомянуть, что концерт сей приурочен был ко дню рождения
концертирующего, который, да будь помянут он в СиДах ныне и впредь, происходил
13 апреля.
И что же я услышал -- на кассетах ли, на концерте ли?
Мне кажется, что песни Игоря Белого -- это естественное детище среды авторской
песни в поколении 20-летних. У него, у этого поколения -- свои ориентиры и свои
интересы (пускай даже и не вполне четко осознаваемые и формализуемые), и в
песнях Белого, по-моему, проскальзывают то нотки стильного стеба, без которого
молодой человек будет почитаться просто скучным, то философичность разных
почитателей литературы типа, условно говоря, Кастанеды, то узнаваемое слово
"SVGA" (поверьте, есть в его песнях и такое ;). Это поколение росло на хороших
примерах АП, и Игорь, в лучших традициях, на своем концерте счел необходимым
вытащить на сцену тех, кто ему нравится и как человек, и как, видимо, автор --
были там Бережков, Коношенко, Дрыгина, Кинеры... И между тем его песни очень
непохожи на то, что писали люди другие, и это добавляет очень неплохую изюминку
в его песни, хотя и, возможно, в определенной степени ограничивает его аудиторию
в основном такой вот признающей своего молодежью.
Образование ли тому виной, светлые ли мозги, или просто так уж сложилось, но в
песнях Белого редко попадаются явные огрехи -- как музыкальные, так и
текстологические, а заодно уж и вокальные, благо с таким прекрасным... как это
называется -- баритон? бас? ну почему меня родители в детстве не отдали в
музыкальную школу? -- в общем, с таким классным голосом было бы стыдно петь
откровенную фигню. В то же время, по правде говоря, меня мало что зацепило настолько конкретно, чтобы я ходил и мычал под нос часы напролет какую-нибудь
одну мелодию или бормотал одни и те же строчки (хотя и главный его хит про
бабушку Эттл я, скорее всего, воспроизведу). Может, я излишне придирчив, но его
песни -- это в основном милая дребедень, что, впрочем, в выражениях высокого
штиля можно сформулировать как "Игорь Белый является продолжателем традиций
литературной (от англ. fiction) песни -- сравни с песней туристской, репортажной
(Визбор), медитативно-философской (ну, скажем, Мирзаян), удушевно-лирической
(Егоров) и т.п.". Это -- тоже дань времени, в котором популярны пост-советские
фантасты с их причудливыми мирами, которые тесно завязаны на мир реальный, но
насквозь пронизаны абсурдными нитями, на которых и строится канва повествования
(Пелевин). Кстати, у Белого имеются и прозаические опыты в жанре сказок, и его
"Путешествие в Мариинскую впадину" (название мог переврать, и очень сильно)
участвовало в конкурсе ОВСА. Кроме того, одной из причин "незападения" является
уместность его песен именно в своем кругу, в кругу "32 августа": было бы как-то
довольно глупо, не входя в эту тусовку, петь "О'Кудрявцев сидит, О'Авилов, а
также О'Я" -- про совершенно конкретных людей, которые по-дружески издеваются
над бедным Белым, записывая и продавая, подобно О'Карпову... простите...
А.Карпову, целые кассеты пасквилей, написанных по мотивам песен Белого (как
сформулировал тот самый Карпов, наконец-то есть что сказать Белому, когда он
приходит со словами: "А я новую песню написал..." ;).
Едем по песням дальше. Hа меня (опять же лично) произвели приятное впечатление
мелодические решения от Игоря Белого. Меня всегда приводили в восторг незаметные
переходы из тональности, скажем, D-dur, в никак логически с ней не связанную,
скажем, F-moll, да и просто сочетания аккордов, не входящие в стандартные
квадратики. У Белого такие переходы есть чуть ли не повсеместно, и звучат они
совершенно уместно и естественно. Касаясь музыкально-звучательной стороны дела,
я бы еще отметил его очень выверенную игру на гитаре: опять же, меня всегда
повергали в глубокое недоумение способности хороших гитаристов извлекать сочные
и точные звуки из гитар, как и положено барду (с) Ю.Кукин, слегка расстроенных.
По голосу я как бы уже прошелся, так что перейдем к... Что у нас еще является
неотъемлемыми компонентами песни?
А неотъемлемым компонентом песни является исполнение, и вот тут-то и всплывает
то самое слово "шоу". Игорь Белый весьма артистичен, и нельзя не поддакнуть ему
в выпучивании глаз, разворотах корпуса и мотании головы в кульминационные
моменты его песнопений. Вкупе с прикольными (местами) текстами, это порождает
действительно впечатляющее зрелище.
Что еще останется отметить, что запало мне в ходе концерта? При всей своей
несомненной популярности, Белый явно остался скромен чуть ли не до наивности.
Аплодисменты, сопровождающие его песни, он вкушает со всем положенным и
совершенно естественным для человека ищущего смаком, с чудной, естественной и
очень располагающей к себе радостью человека, нашедшего в своем зрителе
адекватного себе собеседника, -- в отличие от мэтров, которые их просто по
привычке пережидают как заполнитель паузы между номерами.
Короче говоря, Белый попал в разряд тех, к кому я отношусь, увы, необъективно.
До этого там числился главным образом народ, с которым я познакомился на
"Кострах" -- КСП "Берег" (г.Березники), О.Чемирзова (г.Самара) -- эх, где наши
посиделки под шум одесского дождя под березниковским шатром...
И на вопрос Белого, заданный после концерта: "Тебе понравилось?" -- я со всей
полнотой ответственности отвечаю: "Да, Игорь, спасибо. Это было действительно
классно! Зови еще на свои концерты..."
ЗЫ. Обещано было создание странички про "32.08" на Куличках (www.kulichki.ru).
Будем ждать-с...
Держи хвост пистолетом!
Stas aka 2:5020/(468,603,636,871).41,
skolenik@nes.cemi.rssi.ru, http://www.nes.cemi.rssi.ru/~skolenik
... "Мы, наpод..." Ха, уже смешно! (с) Калигула
--- Freq tacik.jpg from 2.51.A1026+... er-r-r... I mean 2:5020/468
* Origin: КСП МАИ on-line (2:5020/871.41)
Ответная статья А.Карпова
|